История матраса: Средневековая Европа
Готика. Соломенный матрас сеньора
Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой — к стене, ногами —
к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда
навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные
принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный
тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню.
Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало
пуховое или ватное одеяло, простёганное наподобие современных. Белые
вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала
подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо
шёлка использовалась мешковина, а вместо шерсти — саржа.
Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела
полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный
каркас, а в южных странах Европы — дощатую конструкцию с архитектурным
членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и
пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях.
На дощатый настил клался матрас или тюфяк.
Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По
одному обычно не спали. Даже если хозяин замка и его жена имели
отдельные спальни, у них всё равно была одна общая кровать. В комнатах
детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали
вдвоем, вчетвером или вшестером.
Во время царствования возвышенной готики, которая характеризовалась
вытянутостью форм и мрачноватыми цветами, кровати приобретают воздушные
летящие украшения из резного дерева и драгоценных камней. Из-за
архитектурных особенностей средневековых замков, кровать приходилось
оборудовать пологом для защиты от сквозняков. Полог высоко подвешивался к
потолку и создавался из разнообразных тканей, и опять же, как и всё в
готическом искусстве, как бы «возносился» в небо.